Секрет равновесия

Весной 1911 года в Петербурге отмечался юбилей первой отечественной железной дороги - Царскосельской. По случаю этого знаменательного события Русское техническое общество устроило выставку, гвоздём которой была модель гироскопической железной дороги. По одному единственному кольцевому рельсу, проложенному в зале, бойко бегал маленький состав из трёх вагончиков. Пояснения давал сам изобретатель Петр Шиловский, губернатор Костромской губернии. Свои опыты с гироскопами Пётр Петрович старался не афишировать, понимая, что они никак не вяжутся с его губернаторским постом. В итоге Шиловский выбрал изобретательство, подав, как он писал, в "полную отставку". Вскоре мир узнал о его новой замечательной конструкции - двухколёсном гироскопическом автомобиле. Построить необыкновенную машину на родине Шиловский не смог. Она была изготовлена известной английской фирмой "Уолсли". Шиловский фонтанировал смелыми идеями. Одновременно с проектом гироскопической пушки появился его гироскопический успокоитель качки корабля и указатель курса кораблей и самолётов. В Петрограде стараниями неутомимого изобретателя было налажено опытное производство таких приборов. Они успешно испытывались в море и в воздухе на самолёте-гиганте "Илья Муромец". Гироскопические железные дороги, которым Шиловский предрекал большое будущее, до сих пор не построены. Однако другие его идеи давно осуществлены, и самые различные гироприборы нашли широчайшее применение на земле, на воде, в воздухе и космосе.