Леонид Гайдай. Необычный кросс
"Маршал советской комедии" Леонид Гайдай был человеком непростым. Но простые люди, как сказал сценарист Яков Костюковский, Гайдаями не бывают...
1969 год. На советский экран выходит "Бриллиантовая рука": небывалый успех и высшая награда страны - Государственная премия. С тех пор прошло почти четыре десятка лет, а зрители смотрят картину с не меньшим интересом, и смеются в тех же самых местах. И никому даже в голову не приходит, что гений комедии все просчитал заранее...
Многие уверены, что секрет искрометного юмора "Бриллиантовой руки" заключается в ящике шампанского, который Гайдай якобы купил перед съемками, обещая выдавать по бутылке каждому, кто выдумает удачную шутку. На самом же деле эту историю сочинил Никулин, когда рассказывал о работе над фильмом в одной телепередаче. Трудно представить, что ни этой, ни прочих комедий знаменитого комедиографа могло и не быть, если бы ни одна маленькая заметка в газете "Правда"...
Как Трус, Балбес и Бывалый изменили жизнь Леонида Гайдая? Свою первую комедию выпускник ВГИКа снял в 1955 году. Главный герой фильма "Жених с того света", бюрократ Петухов, не был дома три дня, а когда вернулся, понял, что его уже похоронили. Чтобы родиться заново, пришлось преодолеть массу препон. "Антисоветчина!" - таков был вердикт. Директор Мосфильма Иван Пырьев подсказал, как найти общий язык с советской властью: "Ленька, тебе надо снять историко-революционный фильм и будешь продолжать снимать картины". Но героическая киноповесть о комсомольцах с треском провалилась, и творческая пауза могла затянуться на всю оставшуюся жизнь.
Снимать фильмы о строителях коммунизма Гайдай не хотел, да и не умел. Чтобы успокоиться, режиссер вместе с женой Ниной Гребешковой поехал в родной Иркутск. Гайдай каждый день забирался на чердак старого дома и часами листал там пыльные газеты и журналы. И вот однажды, спустившись вниз, сказал: "Нинок, я написал сценарий".