Полярное братство

О сотрудничестве советских и британских ВВС в небе над Мурманском в сентябре-ноябре 1941 года. Этот фильм о небольшом эпизоде в масштабах великих сражений Великой войны, но эпизоде просто уникальном. Бок о бок советские и английские летчики защищали от фашистов наши северные ворота в Атлантику, которые немцы называли не иначе, как "ледяным адом". Порт никогда не замерзал, даже при морозах в минус 50 градусов, и именно благодаря ему были возможны поставки военных грузов для всей страны. Валдис Пельш: "Первые месяцы войны были для Советского Союза самыми тяжёлыми. Фашисты наступали со всех сторон, а страна только готовилась дать им отпор. Военной техники, и особенно авиационной, было недостаточно. Нехватка самолётов и лётчиков компенсировалась интенсивностью вылетов: лётчикам приходилось делать в день по 5-7 вылетов". Узнав о нападении Германии на СССР, Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил помощь и распорядился отправить в Мурманск в составе первого конвоя союзников "Дервиш" военную технику, в том числе британские самолёты "Харрикейн", а также 400 военных специалистов: лётчиков, инженеров, техников. Соединение получило название "151-е авиакрыло". В его задачи входило участие в обороне Мурманска, а также помощь в освоении авиатехники советскими военными. Секретная операция получила название "Сила Бенедикта". Валдис Пельш: "Советские и британские лётчики осуществляли совместное патрулирование линии фронта и уничтожали самолёты врага, а в свободное от боевых вылетов время обучались и обучали полётам на Харрикейнах". Английское "151-е авиакрыло" поступило в распоряжение командующего Северным флотом адмирала Головко. Базировались англичане на аэродроме Ваенга-1. Сотрудничали с нашим 72-м смешанным авиаполком ВВС Северного флота, которым командовал Борис Сафонов - самый результативный летчик первых месяцев войны, "типичный русак из-под Тулы". Англичане и русские сошлись быстро - не помешал никакой языковой барьер. Работали слаженно. Патрулировали совместно линию фронта, уничтожали самолеты Рейха, а в свободное от боевых вылетов время осваивали "Харрикейны". Первым освоил "Харрикейн" бесстрашный Сафонов. После полета на английском самолете ему аплодировали абсолютно все - и русские, и англичане. Впрочем, все советские летчики сдали экзамен с выдающимися оценками, при том что вся документация была на английском языке, а все измерения были в незнакомых милях, фунтах, галлонах...


Полярное братство Полярное братство Полярное братство