Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся

Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся
Сегодня
22:55
2018-09-09
12:45
Леонид Гайдай создавал фильмы, за просмотром которых хохотала вся страна. При этом сам режиссер слыл человеком серьезным, неулыбчивым, а то и просто скучным. Так ли было на самом деле? И в чем секрет невероятной популярности картин мэтра? Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм. Первым фильмом вгиковского выпускника-отличника, сталинского стипендиата была картина "Долгий путь" - про политических ссыльных царских времен. Фильм посмотрел Михаил Ромм и неожиданно выдал: "Вам бы, батенька, комедии снимать". Но снимать комедии Гайдай не собирался! Он и режиссером быть не хотел - только актером. Вот только на актерский во ВГИК его не взяли, а на режиссерский приняли - фронтовик все-таки. Получив наставление Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обреченно отправился к руководству "Мосфильма" за новым сценарием. Директор "Мосфильма", всемогущий Иван Пырьев, что-то разглядел в молодом неулыбчивом человеке и рискнул - вручил сценарий "Жених с того света". Было удивительно, но на съемках Гайдай почувствовал себя как рыба в воде. У 34-летнего режиссера все получалось чуть ли не с первого дубля! Леонид был уверен, что эту высоту он взял, поэтому можно заняться чем-то серьезным. Оставалось всего ничего - представить картину худсовету студии. И тут грянул гром... Что же случилось? Узнаете из документального фильма. Второй картиной молодого режиссера стал "Трижды воскресший". Но ее никто и не заметил. Пережить разочарование помогала жена Нина Павловна. Она вообще была его главной путеводной звездой на протяжении всей жизни. Они познакомились еще во ВГИКе. Нина Гребешкова училась на актерском и была невероятно хороша собой. Будучи талантливой актрисой, тем не менее, она посвятила жизнь мужу, занималась хозяйственными делами. И она же была его первым критиком и советчиком. Именно Нине Павловне Гайдай показал фельетон про трех браконьеров, который ему так понравился. С ее одобрения он немедленно сел писать сценарий, которому дал подчеркнуто легкомысленное название "Пес Барбос и необычный кросс" - чтобы худсовет не придрался. Так начался звездный путь Гайдая-комедиографа. В 1961 году "Пса Барбоса..." номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах как лучший короткометражный фильм. И Гайдай, наконец, поверил в себя. Своим дальнейшим успехом Леонид Иович во многом обязан сценаристам Морису Слободскому и Якову Костюковскому, вместе с которыми он написал сценарии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Бриллиантовая рука". Вместе с ними же держал оборону перед худсоветом. Так, во время утверждения "Кавказской пленницы" их вызвали в Госкино, и самый высокий киноначальник обрушился на них за "насмешки над советским чиновником", фразы типа "в соседнем ауле жених украл члена партии". В тот раз вмешался случай в лице Леонида Брежнева. Он попросил какую-нибудь свеженькую комедию - посмотреть на выходных. И Брежневу отвезли "Кавказскую пленницу". Леонид Ильич хохотал, был в полном восторге. Это картину и спасло. Следующим громким успехом режиссера стала комедия "Бриллиантовая рука". Хотя работа над ней была непростой. Например, Гайдай заставил оператора учиться плавать с аквалангом, чтобы самому отснять подводные сцены. Немало проблем возникло и с, казалось бы, такой простой вещью, как костюм для героя Леонида Каневского. Вот как об этом в документальном фильме рассказывает сам Леонид Семенович: - Прилетаю в Баку, меряю костюм и понимаю, что он на мне не сидит. Выхожу и говорю Леониду Иовичу: "Посмотрите: не то!" Он согласился. И вот в очередной раз выхожу, уже с голым торсом, на площадку и жалуюсь, что ничего не можем подобрать. Он говорит: "Стоп-стоп-стоп! Это что за костюмчик? Кто тебе его справил?" Я отвечаю: "Это не костюм, это я сам..." - "Вот в нем и будешь сниматься!". "Бриллиантовую руку" худсовет принял прохладно: Миронов кривляется, Никулин мог бы сыграть и поострее, Светличная слишком соблазнительна... Зато зрителям фильм очень понравился. А Гайдай после очередного фантастического триумфа решил взяться за старое - надумал снять серьезное кино. И выбор пал на "Бег" по Булгакову. Почему же не сложилось с Булгаковым? Из-за чего Гайдай рассорился со Слободским и Костюковским? Следующим соавтором мэтра стал Владлен Бахнов. Вместе они написали "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!". И эти фильмы стали последними триумфальными для режиссера. Что же с ним случилось дальше? Почему чиновники разнесли в пух и прах его картину "Инкогнито из Петербурга"? Как Гайдай перенес провал фильма? В чем Леонид Иович неожиданно признался Дмитрию Харатьяну? Об этом и многом другом в фильме расскажут композитор Александр Зацепин, режиссер Карен Шахназаров, актеры Леонид Каневский, Дмитрий Харатьян, Сергей Мигицко, киновед Сергей Капков.