Леонид Филатов. Высший пилотаж

Леонид Филатов. Высший пилотаж
Завтра
02:05
Леониду Филатову было тридцать два года, когда зрители впервые увидели его в главной роли на киноэкране. Почему так поздно? С такой-то внешностью - прямая дорога в кино! Но у кинематографического начальства было другое мнение: совсем не похож на примерных советских парней. Да и у самого Филатова насчет собственной "киногеничности" всегда были большие сомнения, если не сказать - комплексы. "Лёнечка казался себе длинноносым, некрасивым типажом", - вспоминает коллега актера по театру на Таганке Вениамин Смехов. Только с фильмом-катастрофой "Экипаж" Александра Митты, собравшим 70-миллионную зрительскую аудиторию, Филатов по-настоящему набрал "высоту" и добился признания. С 1981 по 1983 год актер снялся в двенадцати картинах. Словно доказывал, что ему подвластна любая роль. И доказал! Но даже став после "Экипажа" кумиром, Леонид Филатов с иронией относился к титулу секс-символа, который ему присвоили зрители: "Худой, злой, больной - какова страна, таков и секс-символ..." Знала бы публика, как нервничал обожаемый ею актер на съемках постельной сцены, в отличие от его партнерши по "Экипажу" Александры Яковлевой. Он согласился раздеться только до пояса. За экраном в жизни Филатова была одна страсть, одна-единственная женщина - актриса театра на Таганке Нина Шацкая. В театре она слыла красавицей номер один - в знаменитом спектакле "Мастер и Маргарита" именно Нине Шацкой досталась заглавная женская роль. Долгий "служебный" роман двух звезд Таганки закончился в сентябре 1982 года, когда они перестали скрывать свои чувства. Шацкая и Филатов прожили 21 год в любви и согласии. Нечасто встретишь такую семейную идиллию, особенно в артистической среде. Со стороны казалось, Леониду Филатову все давалось играючи - легко и непринужденно. На одном дыхании играл в театре и кино, писал стихи и эпиграммы на коллег-артистов, сочинял свой знаменитый "Сказ про Федота-стрельца". Пробовал свои силы Филатов и на эстраде - по просьбе Леонида Утесова написал несколько песен для его оркестра. Но за этой легкостью - изнурительная, изматывающая работа до самого конца, до самосожжения. И в этом был высший пилотаж Леонида Филатова. Партнерша Филатова по фильму "Из жизни начальника уголовного розыска" Елена Проклова в документальном фильме так говорит об этой стороне творческой личности актера: "Он всегда во время актерской работы находится в поиске... Сам не знал, что будет в следующее мгновение, искал - ежесекундно. Такой человек был - сомневающийся". В кадре Филатов мог быть и героем-любовником, и законченным убийцей, и ученым из НИИ, и карточным шулером. Образы его получались объемными, состояли из множества красок - то резкий, то деликатный, то взрывной. Режиссер Карен Шахназаров говорит: "Была у него потрясающая работа - фильм "Грачи" о ростовской банде, он играл главаря этой банды. Одна из первых, где бандиты - живые люди". "Я живу быстро, - говорил про себя Леонид Филатов. - Мучительно переживаю, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. Лишь бы хватило времени. И здоровье не подвело бы". Ему бы отдохнуть, подлечиться, но Филатов торопился жить - несмотря на перенесенный инсульт, сразу взялся за сценарий нового фильма. "Любовные похождения Толика Парамонова" - так называлась его вторая после драмы "Сукины дети" и, увы, последняя режиссерская работа в кино. Согласились бы Лариса Удовиченко и Карен Шахназаров служить в театре под руководством режиссера, изображенного Филатовым в фильме "Успех"? Почему Леониду так нравилась эта роль? На что актер потратил деньги во время съемок фильма "Избранные" в Колумбии? Кто должен был сыграть вместо Филатова в фильме "Экипаж"? На каком эпизоде фильма "Забытая мелодия для флейты" мама актера всегда выключала телевизор? Об этом и многом другом расскажут актеры и режиссеры Лариса Удовиченко, Елена Проклова, Вениамин Смехов, Александр Пашутин, Сергей Соловьев и Карен Шахназаров.